lunatik | Дата: Понедельник, 24.10.2011, 05:09 | Сообщение # 1 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 136
Статус: Offline
|
Храм может состоять из одного или нескольких святилищ с многочисленными вспомогательными строениями, расположенными либо внутри одного участка, либо на дополнительных отдельных участках, принадлежащих приходу. Храмов, состоящих из одного небольшого здания, довольно много, однако в типичный храмовый комплекс входят: молельня, которая находится прямо напротив главного святилища, павильон для омовений и несколько хозяйственных построек. Иногда зал для приношений обустраивают под общей крышей с главным святилищем и молельней, располагая его между ними. Особое внимание уделяется священному месту, где готовят приношения пищи. В других зданиях, как правило, находятся вспомогательные святилища, администрация храма, помещение для приготовления приношений, зал для священных танцев и павильон для демонстрации отдельных даров. Крупные храмовые комплексы часто включают зал для церемоний, жилье священников, дом для хранения святого паланкина, сокровищницу, священную конюшню и театр для пьес в стиле Но. В некоторых храмах также могут быть арена для борьбы сумо, священный мостик, мемориальные плиты, каменные или металлические фонари. Статуи ставят довольно редко. Иногда к храму примыкает кладбище, но похоронены там обычно погибшие на войне прихожане этого храма, а также бывшие священнослужители и члены их семей. Но в большинстве случаев возле храмов кладбищ не бывает.
Храмовые комплексы весьма различаются как по расположению, так и по количеству зданий. Некоторые из них занимают маленькие участки, другие располагаются на больших территориях, как, например, храм Кирисима, который размещается на нескольких тысячах акров. Если позволяет рельеф, участок земли, занимаемый храмовым комплексом, обычно представляет собой правильный прямоугольник.
Месторасположение храма. Главным образом, храмы привязываются к каким-либо природным объектам и часто их месторасположение обусловлено наличием священного дерева, рощи, скалы, пещеры, горы, реки или морского побережья. Храм также могут построить там, где живут представители древнего рода, обитающего в этих краях с момента заселения территории. Нередко храмы маленьких сельских общин расположены так глубоко в лесах, что об их существовании знают только местные жители.
Ныне многие храмы расположены в урбанистической местности, лишенной растительности и красот окружающей природы, поскольку некогда уединенные места превратились в коммерческие и промышленные центры – таковы издержки перенаселенности. Иногда храм размещают просто в месте, удобном для людей.
Тем не менее, когда в каком-то храме поклоняются ками, он обретает особую святость, так же как и все вокруг. И если окрестности храма лишены природной красоты, то специально создаются прекрасные образы, призванные помочь верующим ощутить свою мистическую связь с природой и незримым божественным миром. Природная красота усиливает религиозные переживания, побуждая человека оторваться от мирской суеты и, возвысившись духом, устремиться к миру божественному. Иными словами, она может изменить жизнь верующего и приблизить его к ками.
Стены. Часто храм окружен оградой или стеной для защиты от нежелательных вторжений. Большой храм может иметь вторую, внутреннюю линию стен, огораживающую территорию, и даже третью стену вокруг внутреннего святилища и зала для молебнов.
Тории. Вход в каждый храм, за исключением маленьких придорожных храмов, обозначен специальными воротами — тории (их может быть несколько). Эти ворота символизируют границу между земным бренным миром и духовным миром ками. Есть спорная версия, согласно которой тории привнесены с азиатского континента. Известна также сомнительная расшифровка самого этого слова. Соединив иероглифы тори ("птица") и и ("быть"), его можно прочесть как "птичий насест". Увы, истинное значение слова тории забыто, так же как и их происхождение.
В древней Японии тории использовались как обычные ворота, но с течением времени они стали атрибутом лишь синтоистских храмов, императорского мавзолея и некоторых кладбищ. Иногда можно обнаружить тории у дерева, вблизи скалы или родника.
В 1884 году был издан закон, согласно которому тории могли использоваться только государственными храмами и некоторыми святилищами синтоистских сект сюсэй и тайсэй. Сейчас, когда этот закон уже не действует, тории по-прежнему можно увидеть только около синтоистских храмов, нескольких святилищ названных выше сект, у входа в императорский мавзолей и перед некоторыми захоронениями. Если такие ворота находятся у входа в буддийский храмовый комплекс, в котором нет кладбища, то наверняка поблизости расположен синтоистский храм, чаще всего — на вершине небольшой горы.
В некоторых храмах набожных прихожан поощряют дарить храму тории, и расценивают это как особые приношения. Их часто возводят близко друг к другу вдоль подхода к главному или второстепенному святилищу, так что они образуют аркаду. Такими живописными аркадами славятся храмы бога риса Инари, особенно храм Фусими Инари в Киото.
Относительно редко тории устанавливаются над оживленной дорогой. Наиболее известны такие ворота перед храмом Хэйан в Киото. К некоторым храмам, например к Цуругаока Хатиман в Камакуре, ведет начинающаяся далеко за пределами храмового комплекса дорога, на которой возведено несколько тории. Эти символические ворота напоминают людям о присутствии среди них ками и в одно время считались частью храмового комплекса.
Первоначально по своей конструкции тории были очень просты. Они состояли из необработанных деревянных стоек и двух горизонтальных перекладин определенных пропорций. Позднее столбы и перекладины стали обрабатывать, но оставляли неокрашенными. Затем, под влиянием китайского стиля, балки начали красить, и сама конструкция ворот стала усложняться вплоть до появления таких изысканно украшенных образцов, как великолепные покрытые красным лаком тории, стоящие в воде перед храмом Ицукусима на острове Миядзима.
Ранее тории всегда делались из бревен, но затем дерево заменили камнем и металлом, а в последнее время используют бетон. Существует более двадцати различных видов тории, большинство из которых названы в честь тех храмов, рядом с которыми они построены. Например, есть Исэ-тории, Хатиман-тории из храма Ивасимидзу Хатиман, Мива-тории из храма Омива.
Примеры тории:
1. Рёбу-тории:
2. Касуга-тории:
3. Мёдзин-тории:
Другие ворота. Помимо тории, многие крупные храмы имеют другие ворота, которые могут запираться на ночь, и некоторые из них выглядят весьма впечатляюще. Преобладают два типа таких ворот. К первому типу относятся ворота, построенные после разделения буддизма и синтоизма в стиле так называемого "чистого" синто. Они сделаны из некрашеных балок и имеют тростниковую, черепичную или медную крышу. Такие ворота есть в храмах Ясукуни и Мэйдзи в Токио. Ворота второго типа обычно представляют собой массивную, богато украшенную двухэтажную конструкцию красного или черного цвета, по обеим сторонам которой размещены две или четыре скульптуры. Эти скульптуры защищены от повреждений или порчи оградой. Их стиль сформировался в тот период, когда в японских храмах доминировал буддизм. Яркий образец этого стиля — великолепный Ёмэймон в Тосёгу в префектуре Никко. Также стоит отметить ворота перед храмами Ясака и Камо в Киото и около храма Хакодзаки в Фукуоке. В отдельных случаях такие ворота выглядят очень необычно, — например, ворота Суйтэн-мон в храме Акама в префектуре Ямагути и ворота храма Ояма в городе Канадзава, спроектированные голландским инженером.
Подход к храму. Дорога или тропа, ведущая к храму, называется подходом (санде). В узком смысле, подход — это дорожка от первых тории к молельне или святилищу, но в общепринятом понимании даже обыкновенная дорога, которая ведет к храму, может считаться подходом. Это особенно справедливо в тех случаях, когда на этой дороге стоят одни и более тории; но если тории на пути к храму нет, термин "подход" все равно используется. Так, широкое шоссе в Токио, ведущее к храму Мэйдзи, называется "главным подходом" (Омотэ сандо), в то время как две другие дороги соответственно называют "западным подходом" и "восточным подходом".
Подходами внутри храмового комплекса обычно служат грунтовые дороги, тропы, поверхность которых покрыта небольшими камнями или галькой. Иногда всю площадь перед храмом посыпают мелким гравием или песком. Это делается для того, чтобы создать атмосферу гармонии с природой и вызвать у прихожан истинно возвышенные чувства.
Согласно традиционному образцу, подход поворачивает где-то между первыми тории и молельней или святилищем. Тем не менее, если условия не позволяют соблюсти эту традицию, подход может быть прямым.
Стражи ворот и территории. Храмовые территории имеют нескольких символических стражей от злых духов и несчастий. Иногда перед входом в храмовый комплекс и по обеим сторонам от него устанавливают миниатюрные храмы, которые его охраняют. Если ворота храма большие, то за ними по разные стороны могут стоять статуи двух существ угрожающего вида. Они напоминают людей, но их размеры гораздо внушительнее –это "цари дэвов" (нио-сама), индийские по происхождению мифические персонажи, которых чаще можно увидеть у ворот буддийских храмов. На самом деле по натуре они добродушны, а зловещий облик нужен им для того, чтобы отпугивать злых духов. Также стражами территории обычно являются две сидящие фигуры сурового вида, облаченные в древние одеяния, с мечами, висящими у пояса и с колчанами стрел за спиной, в руках они держат луки. Иногда они обращены лицом к храму, а иногда — наружу. Эти фигуры олицетворяют двух мифологических ками — традиционных стражей.
Еще один тип символических хранителей — животные, которые обычно представлены парой. Фигуры самца и самки устанавливают на пьедесталы по обеим сторонам первых тории либо вдоль подхода к храму. Также они могут стоять по разные стороны подхода прямо напротив святилища или даже внутри самого святилища. Чаще всего в качестве стражей-животных используют скульптуры собак и львов.
И наконец, в качестве охранника территории может выступать сам ками, обитающий в святилище храма. Фигуры лисиц в храмах бога Инари и оленей в храмах Касуга, по всей вероятности, символизируют слуг и посланцев божественных ками, а не стражей территории. Гонцом ками в храме Мицуминэ является волк, а в храме Хие — обезьяна. Фигура лошади — символ восхождения к ками.
Фонари, мемориальные плиты и статуи. По обе стороны от подхода к храму, как внутри, так и снаружи его территории, часто встречаются каменные или бронзовые фонари. Как правило, эти фонари — не что иное, как личные или коллективные подарки храму от преданных прихожан. Возможно, идея дарить фонари, значение которых утилитарно — обозначать и освещать подход, восходит к древнему обычаю разжигать костры во имя и во славу ками. Иногда здесь можно увидеть и статуи местных героев или людей, как-то связанных с приходом. Намного чаще встречаются мемориальные плиты, также подаренные прихожанами храма, надписи на которых напоминают о каком-то важном местном или национальном историческом событии. Нередко на подходе к храму устанавливают каменный столб, или "камень сотого раза" (хякудо иси), как еще его называют. Он обозначает место, от которого верующие ходят вперед-назад до святилища или молельни и обратно, чтобы их просьба об осуществлении молитвы была более убедительной. В некоторых случаях для подсчета количества поворотов при ходьбе используются специальные приспособления в виде маленьких табличек на веревке.
Павильон для очищения. Где-нибудь у подхода к храму, неподалеку от молельни, находится павильон для очищения (тэ-мидзуя), в котором проводят особую процедуру — полоскание рта и смачивание водой кончиков пальцев. Это символическое очищение считается необходимым приготовлением к молитве, и потому такой павильон есть на территории каждого храма. Обычно он представляет собой легкое открытое строение, в котором находится каменная чаша, наполненная чистой водой, и один или несколько деревянных ковшей. Во время этой церемонии с человека как бы смываются зло и наносная грязь, что вновь делает его чистым и непорочным. Первоначально омовения совершались в источнике или в роднике, как, например, во Внутреннем храме в Исэ, или в морской воде на побережье, но это идеальная ситуация.
Список дарителей. Иногда по пути к храму или у самого входа в него можно увидеть дощечки в грубых деревянных рамках, на которых написаны имена людей и суммы денег. Это списки тех, кто пожертвовал храму на какие-либо особые проекты, например на ремонт или реконструкцию. Обычные подарки и приношения делаются во время праздников или в ходе особой службы, имена дарителей в таких случаях не указываются.
Священные деревья. Нередко на территории храмового комплекса можно увидеть огороженное дерево, вокруг которого повязана веревка с короткими бумажными лентами (сименава). Обычно это очень большое старое дерево, почитаемое как священное. Помимо него там может расти одно или несколько вечнозеленых деревьев японской клейеры (сакаки), которое в синтоизме тоже считается священным.
Храмовый киоск. Может располагаться в здании администрации храма или в отдельном небольшом строении. В храмовом киоске прихожане приобретают обереги, амулеты, открытки и пособия для тех, кто хочет поклоняться ками дома. Считается, что эти предметы не продаются, но их можно приобрести в обмен на небольшое пожертвование храму.
|
|
| |