1975-1990 годы: напряжённость в отношениях После 1975 года Советский Союз начал открыто беспокоиться, что мирный договор между Японией и Китаем мог подвергнуть опасности советско-японские отношения. В январе 1976 года Громыко снова посетил Токио, чтобы возобновить переговоры о мирном договоре.
Когда Япония снова отказалась двигаться с места в территориальном вопросе, Громыко, пойдя навстречу Японии, в очередной раз предложил вернуть два острова, находящихся под юрисдикцией Советского Союза: острова Хабомаи и Сикотан (Шикотан), если Япония подпишет договор о сотрудничестве. По слухам, он просил японцев, с очевидной ссылкой на Китай, пойти против «сил, которые направлены против ослабления напряжённости и которые стараются усложнить отношения между государствами, включая наши страны».
Подписание Китайско-японского мирного договора в середине 1978 года было серьёзным ударом по японо-советским отношениям. Несмотря на отрицания Японией того, что один из пунктов договора, нацеленный против гегемонии, был направлен против какой-либо конкретной страны, Москва видела в нем явное вступление Токио с Вашингтоном и Пекином в антисоветский лагерь. Официально, обе стороны продолжали выражать желание улучшения отношений, но действия Союза приводили лишь к тревоге и отчуждению со стороны Японии. Актуальным примером было наращивание военной мощи Советского Союза в Тихом океане.
Во время 1980-х годов наблюдалось решительное усложнение японского отношения к Советскому Союзу. США подталкивали Японию к большим действиям в исследовании расширения советской власти в развивающемся мире после вторжения Союза в Афганистан в декабре 1979 года. Она ответила, прекратив выгодные советскому режиму контакты, а также обеспечение помощи государствам «линии фронта», таким как Пакистан и Таиланд.
Под руководством премьер-министра Ясухиро Накасонэ (Yasuhiro Nakasone), Япония делала все возможное, чтобы показать тесную близость взглядам администрации Рейгана на советскую угрозу. Япония устойчиво наращивала свои военные силы, приветствуя увеличение сил США в самой Японии и в западной части Тихого океана, и обещала содействовать в подавлении опасности, которую представляла собой советская власть.
Экономическое сотрудничество между Советским Союзом и Японией было прервано решением последней в 1980 году принять участие в санкциях против вторжения Советского Союза на территорию Афганистана. Такими действиями она отсрочила ряд оговоренных проектов, запретила экспорт некоторых высокотехнологичных товаров и приостановила выдачу ссуд на развитие Сибири. Впоследствии интересы Японии в экономическом сотрудничестве с Советским Союзом уменьшились, так как Токио нашёл альтернативных поставщиков и не был уверен в экономической жизнеспособности и политической стабильности Советского Союза под правлением Горбачева. Объём японо-советской торговли в 1988 году был оценен в 6 млрд. $.
Хотя общественность и СМИ по-прежнему скептически относились к опасности для Японии со стороны Советских сил в Азии, в Японии наблюдалась сильная оппозиция по отношению к отказу Москвы ответить на требования Японии в отношении т.н. «северных территорий», известных японцам как острова Эторофу (Итуруп) и Кунасири (Кунашир), которые находятся на юге цепи Курильских островов, небольшого острова Сикотан (Шикотан) и островов Хабомаи, которые находятся к северо-востоку от Хоккайдо, которые были захвачены советскими войсками в последние дни Второй мировой войны.
Размещение советских военных сил на островах было вещественным доказательством советской угрозы и провокационными маневрами советской авиации и флота на требуемых территориях, которые послужили укреплению официальной политики Японии в тесной поддержке позиции США против советских сил. В 1979 году японское правительство особо протестовало против появления советских сил на Эторофу (Итуруп), Кунасири (Кунашир) и Сикотане (Шикотане).
Появление режима Михаила Горбачева в Москве в 1985 году было сопровождено заменой бескомпромиссных дипломатов советского правительства, которые были экспертами по делам в Азии, на более гибких спикеров, призывающих к большим контактам с Японией. Горбачев первым пообещал новые инициативы в Азии, но сущность советской политики менялась еще медленнее. В частности, на протяжении конца 1980-х годов советские чиновники все еще казались бескомпромиссными в отношении «северных территорий», советские войска, как казалось, были сфокусированы на западе Тихоокеанского побережья и угрожали Японии, а проблемы советской экономики и недостаток иностранной валюты представляли экономические отношения Японии и Советского Союза в невыгодном свете. К 1990 году Япония, как казалось, среди стран, равняющихся на Запад, испытывала меньше всего удовольствия от развития больших контактов с Советским Союзом и содействия ему.
Изменения в политике Советского Союза, проводимой при Горбачеве, начиная с середины 1980-х годов, включающие попытки внутренних реформ и стремление к разрядке в отношениях с Соединенными Штатами и Западной Европой, выявили, в общем, положительный интерес Японии. Но японское правительство все еще держало во внимании то, что Советский Союз не изменил свою политику в отношении жизненно важных для Японии вопросов. Оно решило, что, пока Москва не вернет «северные территории», это не приведет к нормальным отношениям с Советским Союзом.
Правительство и лидеры японского бизнеса далее решили, что торговля Японии с Советским Союзом и инвестиции в него не вырастут заметно, пока не решен вопрос «северных территорий».
1990-е годы: распад СССР
К 1990 году советское правительство изменило свою тактику. Советский Союз тогда уже осознал, что территориальный вопрос был проблемой, и говорил о нем с японскими чиновниками на собраниях высшего уровня и на рабочих совещаниях. Согласно слухам, советские чиновники выдвинули предложение сдать в аренду Японии «северные территории» и часть Сахалина, бывшие когда-то колониальными владениями Японии.
Горбачев вместе с другими дипломатами сослался на предложение Советского Союза 1956 года вернуть один из трех главных островов (Сикотан (Шикотан), наименьший из трех) и острова Хабомаи, и были признаки того, что Москва может быть готова возобновить предложение. Советский Союз подчеркнул, что он никогда не вернет все острова, из-за советской народной оппозиции и возможного пробуждения территориальных требований других стран против Советского Союза. По слухам, Советская армия была против этого возвращения, так как Курильские острова предоставляли защитный барьер Охотскому морю, где Советский флот развернул субмарины, несущие дальнобойные баллистические ракеты.
Советское правительство также усилило свою дипломатию по отношению к Японии, пообещав в 1990 году, что Горбачев нанесет визит Японии в 1991 году. Советские чиновники утверждали в отношении этого визита, что их правительство будет вести с Японией переговоры о разоружении и может сделать другие предложения о «северных территориях». Наблюдатели считали, что Горбачев может предложить к рассмотрению ряд вопросов, имеющих отношение к островам, сокращению оружия и экономическому сотрудничеству.
В январе 1990 года МИД Японии изменило свою позицию, ранее отвергавшую переговоры с Советским Союзом о сокращении оружия, указывая на готовность договориться. Представители министерства утвердили, что правительство сформулирует политику разоружения в тесном сотрудничестве с Соединенными Штатами.
Правительство Бориса Ельцина в России пришло к власти в конце 1991 года, когда распался Советский Союз. И снова Москва приняла твердую позицию не возвращать Японии спорные территории. Хотя Япония присоединилась к группе семи промышленно развитых стран в предоставлении технической и финансовой поддержки России, отношения между Японией и Россией оставались холодными.
В сентябре 1992 года российский президент Борис Ельцин отложил запланированный визит в Японию и нанёс его только в октябре 1993 года. Во время этого визита, хотя было рассмотрено множество вопросов, включая «северные территории» и подписание мирного договора, никакого значительного улучшения в японо-российских отношениях замечено не было.
Экономические отношения
Холодная война и вышеупомянутые территориальные диспуты усложняли экономические отношения между Японией и Советским Союзом. Импорт из Советского Союза упал в первой половине 1980-х годов от около 1,9 млрд. $ до менее чем 1,4 млрд. $ и был восстановлен до почти 3,4 млрд. $ к 1990 году, составив незначительный рост за весь период. Экспорт в Советский Союз был заторможен, а затем медленно начал расти до более 3,1 млрд. $ в 1988 году, после чего последовал спад до 2,6 млрд. в 1990 году.
Коммерческие отношения также соответствовали стратегическим развитиям. Япония была весьма заинтересована в сибирском сырье в ранних 1970-х годах, так как цены росли, а снижение напряжённости сохранялось. Подрыв тенденции к снижению напряжённости, особенно вторжением в Афганистан в 1979 году, и падение цен на сырые весьма ограничили японскую торговлю и инвестиционные отношения с Советским Союзом. Только когда советская политика начала меняться под главенством Михаила Горбачева, начиная с 1985 года, японская торговля продолжила свой рост.
Торговля Японии также была ограничена Координационным комитетом по многостороннему экспортному контролю (КОКОМ), который контролировал экспорт высоких технологий. В 1987 году Соединенные Штаты узнали, что «Toshiba Machine Tool» переправляет машинные детали, внесенные в список запрещенных, Советскому Союзу, где они использовались в производстве бесшумных двигателей для субмарин. И хотя правительство Японии неохотно наказало «Toshiba» (и Соединенные Штаты в ответ наложили санкции на экспорт «Toshiba» в США), конечным результатом стал более сильный контроль и взыскания за неподчинение КОКОМ в Японии.
Послы
Посол СССР в Японии
Советский Союз в Японии бессменно представлял Владимир Виноградов (1962-1966).
Послы Японии в Советском Союзе
Мамору Сигэмицу (Mamoru Shigemitsu, 1936-1938). Вёл переговоры с наркомом иностранных дел Максимом Литвиновым об инциденте у реки Амур в 1937 году и о пограничных спорах в отношении некоторых незаселенных островов.
Ёсицугу Татэкава (Yoshitsugu Tatekawa, 1940-1942). Заключил Пакт о нейтралитете в 1941 году.
Наотакэ Сато (Naotake Sato, 1942-1945). Именно ему сообщили в 1945, что Пакт о нейтралитете не будет возобновлен.