lunatik | Дата: Понедельник, 24.10.2011, 05:42 | Сообщение # 1 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 136
Статус: Offline
| В определённом смысле Восьмеричный путь и психотерапия используют похожие методы – и в том, и в другом случае люди познают себя, исследуя собственную речь, мысли, чувства и поведение.
Таким образом, буддийское учение можно использовать и в психотерапевтических целях – помогите себе найти собственный путь к раскрытию собственной глубинной сущности.
Правильная речь как инструмент терапии
Язык оказывает сильное воздействие на мысли, эмоции и обусловленные ими поступки. Если Вы пользуетесь словами неточно, то Вы и окружающее можете воспринимать неправильно, и неправильно реагировать на те или иные вещи.
Оскорбительные высказывания основаны на суждениях — например, Вы говорите, что этот человек плохой или что он ведет себя глупо – использование подобных суждений, дающих оценку другому человеку, ведет к реакции, не отражающей подлинную суть ситуации. Определения типа «этот человек плохой» или «этот человек хороший» уводят нас от прямого контакта и мы уходим из реального мира в иллюзорный мир абстракций. Поэтому необходимо быть точными при выборе слов и не использовать те слова, которые порождают иллюзии.
Прислушивайтесь к собственной речи
Прислушивайтесь к себе, когда разговариваете с человеком, который вызывает у Вас раздражение. Стал ли Ваш голос резким? Громким? Раздраженным? О чем Вы думаете, когда слушаете этого человека?
Прислушивайтесь к себе и тогда, когда говорите с человеком, к которому хорошо относитесь. Вслушайтесь в звук своего голоса и сравните его звучание с тем, каким оно было, когда Вы разговаривали с неприятным для Вас человеком, а заодно обратите внимание на то, какие Вы выбираете слова. Влияет ли на Ваш язык отношение к собеседнику? Выбираете ли Вы те слова, которые точно отражают Ваши чувства? Можете ли Вы лучше описать свои ощущения?
Исследование взаимоотношений
Вдумайтесь в буддийскую идею о том, что все живые существа обладают одной и той же природой и потому едины. А теперь подумайте об отношениях с теми людьми, за которыми Вы наблюдали. Таковы ли они, какими им следует быть? Можете ли Вы относиться к другим с той же заботой, с какой относитесь к себе?
Правильная мысль, правильное действие
Методы сравнительной психотерапии как правило включают в себя перестройку структуры мыслей и поступков, а эти изменения ведут к изменениям в чувствах и в поведении. Если мы изменяем свое поведение, наши мысли и чувства тоже меняются. Основа этих изменений проще, чем может показаться: поведение, чувства и мысли связаны между собой таким образом, что одно неизбежно влияет на другое и одно может стать причиной изменения другого.
Мы накапливаем опыт с помощью чувств и мыслей и если Ваши мысли негативны и враждебны, то Вы почувствуете, что и мир вокруг Вас становится враждебным и плохим. Очень часто мы этих мыслей даже не осознаем, они возникают как некое подводное течение, но эти мысли можно исследовать в процессе медитации.
Упражнение: найдите в себе внутреннего критика
Сядьте в позу медитации и на несколько минут сосредоточьтесь, очищая ум. Когда почувствуете себя спокойно, подумайте о чем-то таком, что в последнее время занимало Ваш ум: о каком-либо человеке или ситуации. Что Вы говорите себе о них? Говорите ли Вы что-то вроде: «Этот человек ужасен» или «Это несправедливо»? Дайте себе время на осознание своих мыслей, однако никак их не оценивайте, а просто наблюдайте за ними. Когда Вы начинаете исследовать свое внутреннее «я», очень важно не судить себя слишком резко. Но, давая себе возможность осознать собственные мысли, Вы тем самым начинаете меняться. Сосредоточение без каких-либо оценок оказывает целительный эффект.
Преодоление стресса
Стресс часто сопровождается страхом, тревогой и напряжением, но эти эмоции могут быть еще больше усилены мыслями о стрессовой ситуации. Страх означает отступление, стремление избежать угрожающей или неприятной ситуации, но его могут сопровождать мысли вроде таких: «Я этого не выдержу» или «Это просто ужасно». Беспокойство состоит из постоянно повторяющихся и часто совершенно неосознаваемых опасений. Результатом всего этого может стать напряжение, которое ведет к побочным проблемам, таким, как повышенное кровяное давление или психосоматические заболевания. Поэтому не усиливайте стресс, а используйте правильное мышление.
Правильное отношение может помочь вам справиться со стрессом. Мужество, как любил говорить Эрнест Хемингуэй, есть «добродетель в сложной ситуации». Буддизм предлагает положительный способ размышления о жизни. Благодаря медитации вы можете ежесекундно осознавать происходящие процессы и делать все необходимое, чтобы оставаться в состоянии релаксации. Вы получите полное представление о ситуации. Хотя вы не можете знать наверняка, что будет дальше и какое значение все это будет иметь для вас или других, вы все же можете целиком настроиться на текущее мгновение. А затем, возможно, найдете в себе силы, чтобы благополучно справиться с проблемой.
Медитация на страх и дискомфорт
Не пытайтесь избежать стресса, наоборот — охватите его мыслью. Медитируйте на дискомфорт, возникший из стрессовой ситуации. Отметьте свои чувства и ощущения в теле: напряженность в желудке или затрудненность дыхания. Отметьте, как все это ежесекундно меняется. Помните, что каждое из этих ощущений — временное, оно возникает и исчезает. Обратите особое внимание на то, как со временем все меняется. Можете ли вы осознать, что дискомфорт — это всего лишь череда ощущений?
Пребывайте в осознании каждого момента. Перестаньте воображать будущее или пережевывать прошлое. Единственная реальность — это текущее мгновение. Не добавляйте к ней вторичных оценок. Воспринимайте каждое мгновение и каждое ощущение как нечто уникальное, не имеющее подобий.
Полностью раскройтесь навстречу стрессовой ситуации, не питая никаких надежд и не отчаиваясь. Просто доверьтесь полноте каждого момента — и его пустоте.
Избавление от гнева
От гнева, страстного желания и других состояний внутреннего напряжения, можно избавиться, изменив точку зрения. Очень полезно рассмотреть все ситуации с двух позиций — относительной и абсолютной, а затем выявить взаимосвязь между ними. Как учат «Аватамсака-сутра» и «Лотосовая сутра», мы — часть Единого, часть друг друга. Если я сержусь на кого-то, я сержусь также и на самого себя.
Но существует ли что-то такое, на что можно сердиться в подлинном смысле этого слова? Ведь если, с точки зрения абсолюта, ничего не существует, то и сердиться и гневаться мы можем не в абсолютном смысле, а только в относительном. В относительном смысле гнев может выглядеть как призыв к определенному действию. Мы можем хотеть остановить кого-то, кто намерен сделать что-то такое, что нам не по душе. Мы можем даже испытывать желание наказать кого-то, пусть это и не решит проблему.
Но если посмотреть с точки зрения абсолюта, то все меняется. Мы знаем, что гнев — преходящая эмоция и мы можем отказаться от него и поискать более приемлемое утешительное решение, каким бы оно ни было. Такое понимание ослабляет чувство гнева, сводя его до более управляемого уровня.
Гнев включает в себя также и суждение. Например, Вы думаете: «Им не следовало так поступать со мной» или «Все это должно было произойти как-то иначе». Иногда нам хочется, чтобы мир был другим, но настаивать на том, чтобы он изменился, — значит не понимать его истинной природы. Согласно буддийскому учению, мир просто существует и если Вы сможете принять его таким, каков он есть, Ваши взгляды станут более уравновешенными и терпимыми. Вас могут раздражать какие-то ситуации, но они уже не приведут Вас в ярость.
Ослабление страстных желаний
Внимательное отношение к каждому мгновению может привести к избавлению от неодолимых влечений и контролю над внезапными порывами, поэтому правильное использование внимательного осознания входит в программу борьбы с наркотической и алкогольной зависимостью: когда человек начинает понимать подлинную природу ситуации, перед ним открывается срединный путь – путь сдержанности и умеренности.
Ясное, внимательное осознание позволяет управлять своим поведением. Когда люди обретают осознанность, они по-другому смотрят на будущее: если внимательно рассматривать свои поступки, то путь, которым лучше всего следовать, становится отчетливо виден: просто делай то, что правильно. Так люди учатся принимать ответственность за свои действия и их последствия. Приобретённая в медитациях открытость ума позволяет учиться на своих ошибках и в будущем делать лучший выбор.
Медитация на контроль над внезапными порывами
Если Вы никак не можете справиться с собой — например, не можете бросить пить, курить, грызть ногти или отказаться от Интернета и успокоительных средств, — Вы можете помочь себе посредством медитаций. Практикуйте медитации, описанные в статье «Два способа медитации: дхьяна и праждня», пока не приобретете достаточный опыт и не очистите свой ум в должной степени. Также медитируйте на своих трудностях, отмечайте все ощущения и мысли, связанные с ними. Анализируйте трудности как отчетливые переживания, которые возникают и исчезают. Воспринимайте все это именно как ощущения, и ничего больше – не добавляйте к ним обычных мыслей, которые могут возникнуть в процессе медитации. Ничего не делайте. После того как Вы проведете некоторое время в подобном самоуглублении, расслабьтесь и очистите ум от мыслей. Повторяйте эту медитацию каждый день по нескольку раз и постепенно, когда Вы обретете естественный контроль над своими действиями, Вы обнаружите, что непреодолимые импульсы заметно ослабли.
Если же Вы не можете добиться контроля, оцените ситуацию и примите ее такой, как она есть. Возможно, Вам нужна помощь – так найдите её и вернитесь на истинный путь.
Самореализация
Всегда в жизни мы ищем некоего равновесия и буддизм предлагает нам руководство в том, как достичь этого, следуя срединным путем. Согласно одной из процессуальных теорий трудовой мотивации, человеку для успешной самореализации себя в работе необходимо адекватное вознаграждение: если вознаграждение будет намного больше или меньше ожидаемого, то в первом случае работник будет испытывать чувство неловкости, несмотря на то, что результат более чем положительный, а во втором случае человек почувствует себя обделённым и несчастным оттого, что его усилий «не заметили» и «не оценили по достоинству». Таким образом, стимул (вознаграждение), соразмерный затраченным усилиям, совершенно необходим и у человека существует некая внутренняя способность определять правильные пределы (в которые укладывается или не укладывается то же вознаграждение).
Реализация — это важная часть здоровой и полезной жизни: когда мы реализуем собственные возможности, мы чувствуем себя комфортно, чувствуем себя счастливыми и исполненными энергии. И мы гораздо лучше справляемся с напастями, если верим, что стресс — это временное положение дел, часть процесса реализации. Для успешной самореализации как раз необходимо такое гармоничное сочетание затраченных усилий и вознаграждения, а тренировать внутреннее ощущение «Правильно или неправильно?» можно с помощью медитации – если мы следуем пути, предложенному Буддой, мы будем действовать с состраданием к другим и к самим себе и вскоре обнаружим, что способны помогать другим, воспринимая их страдания как свои собственные.
Свет пути — свет внутренний, он находится за пределами абстракций и определений. Чистосердечное обещание делать то, что принесет добро, помогать другим — это часть создания просветленного образа жизни. Чтобы реализовать себя, мы должны реализовать возможности всех. Это и есть психологический аспект учения махаяны: самореализация означает реализацию других. Мы едины, мы неотделимы от мира и кто тут скажет, где пролегает четкая граница? Ее нет: одно тут же требует другого, а наше собственное «я» включает «я» других людей. Начните с тех, кто вам наиболее близок и дорог, и постепенно расширяйте этот круг.
Вера, психотерапия и буддизм
Подчас вера творит истинные чудеса и этому есть немало подтверждений, когда, например, «неизлечимые больные» вставали на ноги и возвращались к нормальной жизни, незрячие прозревали и т.п. Люди, которые верят в выздоровление, поправляются куда быстрее чем те, которые верят слабо или не верят вообще.
Вера в собственные силы и возможности поможет Вам достичь просветления быстрее, чем если Вы будете относиться к буддийскому учению снисходительно. Попробуйте следующую медитацию для укрепления веры.
Медитация на веру
Начните с глубокой медитации по успокоению ума. Думайте об источнике Вашей силы, почувствуйте связь с ним и черпайте из него. Когда Вы избавитесь от сомнений, Вы раскроетесь навстречу новым возможностям. Внимательно изучите себя и состояние своего здоровья в широком контексте просветления и тогда Вы сможете открыть гармоническое единство ума и тела, общества, природы и космоса.
|
|
| |