lunatik | Дата: Воскресенье, 29.07.2012, 08:26 | Сообщение # 1 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 136
Статус: Offline
| Истинная мудрость начинается с осознания, а осознание можно развить с помощью медитации. Медитация поможет обрести контроль над собой, освободить разум и привести в итоге к просветлению. Существует два способа медитации, каждый из которых идёт своим путём к просветлению:
дхьяна – медитация для очищения ума; праджня – медитация для наполнения ума. Логично будет предположить, что наилучший эффект даёт сочетание двух этих способов медитации, о чём также упоминается в «Лотосовой сутре»: «Будда, практикуя махаяну, использовал великую силу дхьяны и праджни, которые, как он понял, способны освободить живые существа от рождения и смерти... Практика одной только дхьяны, с отказом от мудрости, [приводит] к глупости, а практика одной только мудрости (праджни), с отказом от дхъяны, приводит к слепой привязанности».
Ниже представлено несколько вариантов каждой из техник. Вы можете выбрать наиболее подходящие для себя техники или же использовать их все поочерёдно.
Подготовка к медитации
Для начала нужно выкроить время, когда Вас никто не будет беспокоить хотя бы в течение пяти минут. Позднее Вы скорее всего увеличите время Ваших медитаций, но для начала хватит и этого. Далее нужно найти тихое и спокойное место, т.к. поначалу различные звуки могут Вас отвлекать (с накоплением опыта Вы просто перестанете их замечать). Идеально будет обустроить для медитации отдельную комнату или часть комнаты, где можно повесить изображение Будды на стену, возжечь благовония – такой уголок поможет Вам быстрее концентрироваться и настраиваться на соответствующий лад, но в принципе это не является обязательным, т.к. самое необходимое уже есть – это Вы и Ваша готовность и желание медитировать.
Согласно традиции, медитируют сидя на специальной подушке на полу. Если же Вам неудобно сидеть в такой позе, Вы можете сесть на низкую скамейку или стул – сам Будда считал неважным, в какой позе проводится медитация, главное, чтобы было удобно.
Существует несколько классических положений рук для медитации. Можно сложить руки перед собой одну на другую, ладонями вверх, так, чтобы большие пальцы слегка касались друг друга. Можно положить руки на колени, ладонями вниз. Третья позиция — руки на бедрах ладонями вверх, большие и указательные пальцы почти соприкасаются.
Дхьяна: медитация по очищению ума
Нетренированный ум мечется от мысли к мысли, зачастую колеблясь между противоположными эмоциональными реакциями. Спокойный ум воспринимает окружающее более отчетливо и способен более гибко справляться с неизбежными в жизни ситуациями. Вы можете попытаться усмирить «обезьяний ум», практикуя следующие три формы дхьяны.
Дхьяна: первая медитация по очищению ума
Начните медитацию с сосредоточения на дыхании: закройте глаза, сядьте прямо, чтобы дыхание было свободным и глубоким, но не напрягайтесь. Лучше расслабьтесь и дышите как обычно. Сосредоточьте внимание на вдохах и выдохах и каждый полный вдох и выдох за единицу. Продолжайте дышать, считая, дойдите до десяти, потом снова начните сначала. На первый раз занимайтесь этим лишь несколько минут, но постепенно, день за днем, увеличьте время до пятнадцати минут. Если каждый день проводить такую медитацию, она окажет успокаивающее действие.
Дхьяна: вторая медитация по очищению ума
Выберите что-нибудь в качестве объекта сосредоточения: статуэтку, вазу или картинку. Можете даже взять какую-то простую домашнюю вещь. Сядьте поудобнее и поставьте этот предмет перед собой, сосредоточьте на нём своё внимание и постарайтесь больше ни о чём не думать. Изучите все подробности предмета: цвет, фактуру, размеры, очертания. Через несколько минут закройте глаза и визуализируйте предмет, т.е. постарайтесь создать в уме как можно более подробное его изображение. Важно просто сконцентрироваться на предмете, а чётко Вы его видите или нет, не столь важно. Теперь откройте глаза и посмотрите на предмет, Вы заметили какие-либо детали, которые ускользнули прежде от Вашего внимания? Снова закройте глаза и мысленно нарисуйте предмет. Изменился ли его образ?
Если Вы заметили, что отвлеклись, что у Вас возникли какие-то посторонние мысли, вернитесь к сосредоточению на предмете и повторяйте это каждый раз, когда Ваши мысли убегают в сторону. Постепенно вы научитесь сохранять концентрацию, не отвлекаясь.
Дхьяна: третья медитация по очищению ума
После того, как Вы научились сосредоточивать внимание, можно немного поэкспериментировать, предоставляя уму свободу. Представьте, что Ваш ум похож на поток, стремящийся вниз с горы, а Ваши мысли — это ветки и листья, плывущие вниз по течению. Вы стоите на берегу, наблюдая за ними. Можете вы позволить веткам и листьям проплывать мимо вас, не задерживая их? Можете вы спокойно стоять на берегу, наблюдая? Пусть ваши мысли плывут куда хотят. Не задерживайте ни одну из них. Постепенно все они умчатся вдаль, поток очистится, а Вы продолжите чистую, безмолвную медитацию.
Когда Вы будете готовы прекратить эту медитацию, откройте глаза и отметьте, как Вы себя чувствуете. Спокойны ли Вы? Не кажется ли Вам, что вы видите все немного более ярким?
Праджня: медитация по наполнению ума
Медитации праджни помогают людям открыть для себя буддийские концепции и учат, как наполнить ум восприятием текущего момента. Посредством прямого наблюдения собственных мыслительных процессов люди начинают постигать непостоянство, а такое постижение становится трамплином для избавления от разнообразных стремлений и желаний. Попробуйте и, если Вы внимательно понаблюдаете за собственными мыслями, то сможете убедиться в этом лично.
Праджня: первая медитация по наполнению ума
Сядьте в позу медитации. Закройте глаза и сосредоточьтесь на дыхании, но вместо того, чтобы считать вдохи-выдохи, обратите внимание на сам процесс дыхания. Когда вы вдыхаете, заметьте, как воздух наполняет ваши легкие и заставляет расширяться ребра. Следите за воздухом, когда он выходит наружу через нос.
Рассматривайте каждый вдох-выдох как особое переживание. Хотя следующий вдох следует сразу же за выдохом, все равно каждый раз это отдельное действие. Мы называем этот процесс дыханием, но ведь это всего лишь мысленная абстракция. Если вы действительно пристально присмотритесь к нему, вы сможете пронаблюдать каждое мгновение: вот воздух втягивается в нос, проходит в легкие, вот ребра приподнимаются; затем воздух направляется в обратную сторону через нос, а ребра опускаются. Так что полный цикл вдоха-выдоха на самом деле есть цикл отдельных действий, повторяющихся снова и снова. Ничего больше не существует. Наблюдайте за дыханием, полностью сосредоточьтесь на нём и постарайтесь осознать, как оно возникает, как заканчивается каждый отдельный цикл.
Праджня: вторая медитация по наполнению ума
Сядьте в позу медитации, закройте глаза и сосредоточьтесь на своих ощущениях. Отмечайте каждое, как только оно возникает. Предположим, например, что Вы услышали звук проехавшего мимо дома автомобиля. Обратите внимание на то, как именно возник этот звук, как он исчез. Постарайтесь не думать о нем, а просто отмечайте. Наблюдайте за звуком, но не позволяйте себе далее думать о нем, предполагая, что это был за автомобиль, сколько в нем сидело людей и так далее. Просто определите, что это за звук и все. Потом постарайтесь отмечать, как возникают и исчезают другие звуки. И таким же образом наблюдайте за другими ощущениями, когда они появляются и исчезают. Сосредоточьте внимание именно на процессе возникновения и прекращения ощущений, отмечая их преходящий характер.
Праджня: третья медитация по наполнению ума
Когда Вы научитесь наблюдать за ощущениями в состоянии неподвижности и с закрытыми глазами, постарайтесь расширить осознание. Откройте глаза и начните точно так же отмечать свои ощущения. Постарайтесь осознать каждое из ощущений, но не пытайтесь удержать какое-то из них и не давайте им определений: не оценивайте и ничего к ним не добавляйте. Т.е. откажитесь от их оценки и мыслей вроде «Какое приятное ощущение», или «Мне противно, когда такое случается!».
Первая медитация праджни в действии
Теперь Вы можете расширить медитацию праджни, начав обращать внимание на каждое свое действие, пусть даже самое обычное и незначительное. «Вимала-кирти-сутра» поощряет медитацию в действии, поэтому практикуйте предыдущие медитации, пока не освоитесь с ними окончательно, а затем попробуйте следующее упражнение.
Выберите для начала какое-нибудь привычное занятие, например мытье посуды или автомобиля. Когда начнете это делать, полностью сосредоточьтесь на своем деле. Отмечайте все, что Вы ощущаете: тепло мыльной воды, движения губки по поверхности, запах пены, звук плещущейся воды. Замечайте каждое ощущение, когда оно возникает. Постарайтесь не думать ни о чем, кроме непосредственных переживаний. Какие бы мысли, отвлекающие Вас от ощущений, ни возникли в этот момент, возвращайтесь к непосредственным чувствам. И поддерживайте сосредоточение, пока не закончите дело.
Когда Вы научитесь выполнять эту медитацию на одном конкретном занятии, попытайтесь растянуть ее на более длительное время, возможно, на час или даже на целый день.
Вторая медитация праджни в действии
Скорее всего, в Вашей жизни случались моменты, когда Вы были настолько увлечены каким-то делом, что совершенно забывали о себе. Благодаря медитации Вы можете намеренно отставить в сторону собственное ограниченное «я», чтобы постичь более глубокую часть своей натуры — таящуюся в Вас природу будды.
Выберите для начала какое-нибудь дело, которое Вы считаете наиболее важным, значимым для себя. Может быть, это игра на каком-то музыкальном инструменте, или занятия боевым искусством, или починка какой-то вещи, или изготовление некоего предмета. Сосредоточьтесь на этом деле как можно глубже и отгоните любые опасения: не думайте о том, хорошо ли Вы это делаете или что могут сказать люди. Просто полностью отдайтесь своему занятию и Вы заметите, как у Вас возникнет чувство лёгкости, покоя или внутреннего удовлетворения.
На определённом этапе и при определённом навыке медитации дхьяны и праджни сливаются воедино в мудрость пустоты и некое духовное чувство единения. Следующая группа медитаций поведёт Вас ещё дальше к просветлению.
Пустая мысль
Просветление в конечном счете основано не на аналитических рассуждениях, поэтому Вы должны выйти за пределы рациональных мыслей. Спросите себя: «Могу ли я просто различать вещи и ощущать их, не анализируя и не вынося суждений?» Можете ли Вы просто переживать данный момент, как будто ощущаете все впервые, не думая заранее, как и что должно быть? Задайте себе этот вопрос и посидите спокойно. Фиксируйте внимание на каждом мгновении и ждите, когда придет ответ.
Медитация полноты: одно во всем и все в одном
Эта медитация школы хуэйнэн основана на концепции всеобщности. Сядьте в позу медитации. Думайте о том, что одно является границей другого. Например, Ваша кожа создает границу между телом и воздухом; клетки кожи втягивают воздух, воздух проникает сквозь кожу. Другой пример — взаимосвязь между растениями и землей. Подумайте и о других вариантах. Теперь возьмите один конкретный пример и сделайте его более расширенным. Как корень растения взаимодействует с землей? Как земля связана с атмосферой? Продолжайте, пока не охватите мыслью всю Вселенную. Медитируйте на этой картине.
Медитация дзэн: открытие в себе природы будды
Вам незачем отправляться куда-то в поисках просветления; его можно обрести прямо здесь и сейчас, ведь согласно учению дзэн, просветление присутствует в каждом мгновении. Все виды медитаций растворяются в одной, в Абсолютном Сейчас. Сядьте прямо, глаза могут быть полузакрыты или закрыты полностью. Сидите спокойно, пока Ваше дыхание не станет ровным и глубоким. Не думайте ни о чем. Если возникнет какая-то мысль, отметьте ее, а потом отпустите. Если возникнет какое-то ощущение, также отметьте его и отпустите. Постепенно вернитесь к полному вниманию. Как говорил Догэн: «Если вы практикуете подобным образом достаточно долго, вы забудете о привязанностях и сосредоточение будет наступать естественным образом. Это и есть искусство дзадзэн. Дзадзэн — это врата дхармы, ведущие к великому покою и радости». Наблюдайте за каждым мгновением с полным осознанием, как будто все происходит впервые.
Медитация нэмбуцу
Если же Вам трудно медитировать, то возможно, Вам захочется попробовать «легкий путь» к просветлению — нэмбуцу. Повторяйте имя бодхисаттвы Амитабхи: «Намо-амида-буцу» и ни о чем больше не думайте. Повторяйте эти слова как можно чаще.
Сострадание бодхисаттвы: совершение благих дел
Высочайшей формой медитации для бодхисаттв является помощь другим без мысли о себе или о том, чтобы получить что-то в ответ. Вы можете начать развивать сострадание ко всему миру, совершая хорошие дела и поступки: выберите занятие, которое имеет для Вас большое значение: например, предложите свою безвозмездную помощь местному приюту, примите участие в уборке – найдите для этого время и отнеситесь к каждому мгновению осознанно и сосредоточенно. Закончив дело, забудьте о нем и займитесь чем-нибудь еще.
Если Вы уже проделали все медитации, описанные в этой статье, то Вы наверняка почувствовали, что такое буддизм. В медитации, сидя неподвижно, созерцая или действуя без вовлечения «я», Вы можете познать просветление.
|
|
| |