Komagoro | Дата: Пятница, 19.10.2012, 18:43 | Сообщение # 1 |
Правая рука
Группа: Администраторы
Сообщений: 104
Статус: Offline
|
Первоначально хинаяна являлась философским учением только для монахов, но в силу развивавшейся традиции превратилась в массовое религиозное учение и заняла таким образом определённое место в жизни населения буддийских стран. Монахи продолжали следовать основному пути, чтобы стать архатами, а теперь и миряне могли практиковать буддизм, продолжая жить со своей семьёй и не приносить обетов. Отныне буддийское учение хинаяны руководило простыми людьми, направляя их к честной, полноценной и счастливой жизни и обещая при этом, что следующее их рождение будет более удачным.
Цели мирян были куда скромнее целей монахов, но и миряне должны были искренне следовать заповедям буддизма: не убий, не укради, не прелюбодействуй, не лги, не употребляй спиртных напитков и наркотических веществ. Как и монахи, они тоже искали прибежища в Будде, дхарме и сангхе. Принятие прибежища в Будде означает, что человек впредь будет уважать и почитать Будду как некое просветленное существо, способное привести каждого к великой мудрости.
Принятие прибежища в дхарме включает в себя изучение наставлений Будды, хотя миряне, разумеется, вникают в них далеко не так подробно и глубоко, как монахи. Тем не менее миряне начали учиться медитации и контролю над собственными желаниями, несмотря на то что в своем стремлении они были менее истовы, чем монахи. Монахи учили простых людей сосредоточению и ритуалам, которые могли постепенно вывести их на путь полного просветления. Раз в неделю люди приходили в ближайший монастырь, чтобы медитировать вместе с монахами и присутствовать на ритуалах, которые помогали им тренировать внимание и проницательность, а также приносили покой и радость. В такие дни они не принимали пищу после полудня, носили самую простую одежду без украшений и садились прямо на пол, отказываясь от мягкой мебели и прочих удобств. Так понемногу миряне учились преодолевать страдания, уменьшая свои желания и начиная осознавать причины разнообразных проблем.
Принять прибежище в сангхе — это значит прежде всего помогать монахам и монастырям, оказывая им материальную и финансовую поддержку. Если человек подает монаху еду или деньги, он тем самым накапливает определенные заслуги, которые приведут его к более высокому рождению в следующей жизни. Таким образом мирян поощряли к добросовестному труду и накоплению богатства, но лишь в той мере, в какой это соответствовало принятым ими обетам. Ибо уровень материального благосостояния человека определял и количество подношений сангхе, существовавшей исключительно на пожертвования мирян.
От царей, как и от простых людей, тоже ожидали поддержки для сангхи сообразно состоянию царской казны. Поэтому цари строили монастыри, храмы и всячески помогали монашеским общинам. В ответ монахи учили их медитациям и открывали перед правителями перспективу просветления, что помогало царям править мудро и рассудительно, так что их царства процветали.
Близость монастырей к правителям возлагала на монахов большую ответственность. Монашеский устав требовал, чтобы монахи создавали буддийские школы для детей, где они не только слушали бы духовные наставления, но и учились бы читать и писать. В сезон дождей, когда работы на полях и в садах приостанавливались, крестьяне посылали своих сыновей в монастыри. Мальчикам брили головы и одевали их в монашеские одежды. Многие из них позже решали сменить образ жизни и стать настоящими монахами. Но большинство, конечно, возвращались домой, обогатившись знаниями и новым опытом.
Буддизм хинаяны до сих пор практикуется в некоторых странах Юго-Восточной Азии, и монастыри там играют важную роль в повседневной жизни. Но само буддийское учение на своем пути совершило весьма значительный поворот, и его либеральное направление развилось в учение махаяны.
По материалам издания «Буддизм» / Александер и Аннелен Симпкинс; пер. с англ. Т.В. Голубевой. - М.: ООО Издательский дом «София». ISBN 5-9550-0622-2.
|
|
| |